Что есть Соборность?
"Собор
м. собрание, заседание чинов,
от земли или от духовенства, для совету и решенья важных дел... Не все
и в соборе поется. Поют собором, а едят по дворам."
"Соборно, соборить нар. вообще, сообща, общими силами,
содействием, согласием... Моли Бога соборне и келейне."
(В.Даль, "Толковый словарь живого
великорусского языка", 1882)
Одно это слово, по словам известного своим славянофильством А.С.Хомякова
(1804-1860), "содержит в себе целое исповедание веры." Концепция Соборности
тесно связана с теориями "всечеловечности русской культуры" Ф.М.Достоевского,
"всеединства" Вл.С.Соловьева и др. В общих чертах - это "религиозно-богословское
и... философское, социально-культурное понятие, означающее, во-первых,
единство... церковного организма, а во-вторых, сплочение свободных людей,
основанное на христианской любви и привязанности к Отечеству, духовным ценностям
России" (Е.С.Троицкий, "Что такое русская соборность",
1993).
"Однако Православная вера - душа, религиозный нерв, стержень
соборности, и не просто компонент русской культуры, а ее фундамент"
(Е.С.Троицкий, "Соборная сила многонациональной России",
1995).
Примем за преамбулу все приведенные высказывания известных
русских мыслителей и взрастим на ее основе несомненный плод определенных
сомнений. А именно, сомнений в правильности трактовки русской Соборности.
Витающая в высях интеллекта избранного меньшинства идея, или вернее идеал,
соборности, будучи воспринятой сознанием собственно народа, долженствующего
воплощать собой, своей жизнью и примером саму эту соборность, изменяется в
диапазоне от "плохо" до "хорошо" и в силу этого служит "плохим" или "хорошим"
инструментом относительно своей посылки.
Предварю дальнейшие размышления
предостережением от абсолютизации крайностей определяемого понятия. Истина, как
всегда, лежит не между ними, а где-то в глубине. Т.е. говоря "по-русски",
откажемся от плоского мировосприятия и перейдем к хотя бы 3-х мерному. Идеал
соборности, лежащий в глубине народной души, может находить свое зыбкое
воплощение как в идеализации жизни любой "коммуны" - от пещеры до коммунальной
клети, так и в нематериальном своем воплощении - от единения в духе разного
сброда под главенством Стеньки Разина с Емелькой Пугачевым до массовой медитации
в аудитории Кашпировского/Жириновского или генерал-Лебедя. Развяжу запутанную
мысль до очевидной простоты: собираться вместе для разбоя, времяпровождения,
совместной жизни и прочей политики не есть однозначно "хорошо" либо "плохо",
вернее это есть в одних случаях "хорошо", в иных же, увы, "нехорошо". Что
зависит очевидным образом от цели рассматриваемого со- или вос- соединения, в
свою очередь ничего не имеющего общего с тем, что мы называем
соборностью.
Можно ли назвать соборностью поднятие духа на стадионе во время
футбольного матча или концерта? Я отвечаю - нет.
Можно ли назвать соборностью
известное своей теплотой и душевностью кавказское или иное застолье? Я отвечаю -
нет.
Можно ли именовать соборностью единение народа перед неправедной войной?
Я отвечаю - нет.
Рассмотрим довольно-таки интересный и вместе с тем
сопровождающийся кровавыми всплесками бед распад какой-либо державы. Поскольку я
- русский, остановимся на моей бедной Родине - России. А именно, рассмотрим
сопровождающийся разговорами об "интеграции" все еще продолжающийся распад
гиганта СССР.
Хорошо это или плохо - воссоединение России в виде нового
издания бывшего союза или как-то иначе? Хорошо это или плохо - распад Союза ССР?
Хорошо это или плохо - распад Российской империи? Все эти вопросы можно
объединить в один - хороша ли история, будучи уже прошедшей, или плоха? Ответа
на это нет и быть не может в силу самосвершенности истории default. Такова же,
очевидно, и природа соборности.
Соборность России после- вызывает у меня
такие же сомнения как и соборность России до-. (Рубеж каждый выбирает сам.)
Прошу простить, но ничего кроме единства человеческой участи жить и работать в
рамках одной государственности я здесь не вижу.
* * *
Может ли быть соборность воплощена через насилие? Как и крупнейший
истолкователь отечественного космизма Н.Ф.Федоров, я отвергаю сплоченность,
достигаемую посредством насилия. По его словам, подлинное единство "не
поглощает, а возвеличивает каждую единицу, различие же личностей лишь скрепляет
единство" (Н.Ф.Федоров, Сочинения, 1982). "Какая крамола!",
воскликнет современный славянофил,- "Ведь на гербе Североамериканских штатов -
наших заклятых врагов - написаны те же слова: в разности наша сила!" Отойдем от
такого "патриота" и не будем иметь с ним (в обратном переводе с американского)
акт общения. Ибо его категории - полюса, которые странным образом смыкаются при
их абсолютизации и становятся, в моей терминологии, "подменяемыми".
Так как
же правильно поставить вопрос о соборности, чтобы сминимизировать ее искажения в
человеческом сознании? Для этого приведу аналогию в виде выводов И.А.Ильина,
поддержанных Н.О.Лосским, опровергающих рассмотрение всякой попытки
воспрепятствовать злу силой как узурпацию Божьей воли. Получается следующая
нелепость: "Когда какой-нибудь негодяй наносит оскорбление честному человеку или
развращает ребенка - это, очевидно, совершается по Божьей воле; но когда честный
человек пытается помешать негодяю - это не по воле Бога". Совесть всегда
подсказывает нам, что есть зло, а что добро. Ф.М.Достоевский считал ее
"определяющей национальной доминантой" России. С этой же меркой и следует
подходить к понятию Соборности.
Упрощу вышесказанное, развив мысль:
Соборность как современный термин (у Даля я не нашел такого слова) в ее обычном
понимании, отличается от обычного собрания или сбора присовокуплением к нему
элемента человеческой оценки в виде эмоционально-нравственного критерия типа
"хорошо-плохо", id est совмещением его с мироощущением конкретного человека или
даже их совокупностью. Таким образом, соборность трактуется и расширительно и в
то же время локально. Иначе говоря, неологизм приобретает новое качество,
образующееся, как и все в нашем мире, посредством синтеза неких
антиномий.
Совсем коротко: Соборность есть синтез высшего порядка или синтез
ряда синтезов. Упомяну только некоторые из них: организм, число, религия,
чувство, личность...
Итак, соборность есть не просто церковное единство по X и, с другой стороны, сплочение свободных людей по Y. Соборность есть продвижение к истине не в одиночку. Приобщаясь к соборности, человек начинает ощущать, что он не одинок в своей правоте. И именно эта радость в сопричастности Истине, трудно определяемая словами, и получила в своем речевом отображении символ Собора.
О.А.Воробь╠в
8 мая 1996г.